Футбол - в жизни Михаила Дмитриевича Родина главное дело, которому он посвятил всего себя.

Сегодня он прививает любовь к футболу и тренирует ребят в спортивной школе олимпийского резерва «Лидер», мечтая создать команду чемпионов. Для своих мальчишек - он лучший тренер, настоящий герой и образец для подражания. О жизни в спорте, своих приоритетах и любимом деле Михаил Дмитриевич рассказал в интервью.

- Расскажите, где вы родились, выросли. Кто привил вам любовь к спорту, к футболу?

- Родился я в Санкт-Петербурге в 1992 году. В этом городе я вырос и живу по сей день, во Фрунзенском районе, Купчино. Любовь к футболу мне привила моя семья, мама и папа.

- Любите ли вы детей? Кто вас этому научил (родители, школа)?

- Детей я безумно люблю. Особенно маленьких, которые смотрят на тебя с открытым ртом и видят в тебе настоящего героя. Я думаю, что все идет из семьи.

- С чего началась любовь к футболу, и с какого возраста вы начали играть?

- Я этого не помню, но, как рассказывает мама, когда мне было два года, я ходил по квартире и пинал всё подряд. Начал, кажется с апельсина, который случайно упал на пол, а продолжил, всем остальным, от игрушек до мячей.

С восьми лет с утра до вечера играл во дворе. Очень жаль, что сегодня дворового футбола практически не стало. Серьезно футболом я занялся в футбольном клубе «Динамо» (Санкт-Петербург), куда в восемь лет меня привела мама. Там и началась моя детско-юношеская карьера.

- Кто был вашим первым тренером? Он был для вас другом, авторитетом, кумиром?

Моим первым тренером в жизни и главным футбольным «идолом» был есть и будет Смирнов Игорь Сергеевич. Одно время мы вместе работали в СШОР «Лидер».

Кем он для меня был? Прежде всего, непререкаемым авторитетом, тем человеком, к чьему мнению я прислушивался беспрекословно.

 - Сколько человек вы тренируете сегодня? Есть ли у вас возможность уделить внимание каждому из них, чтобы разобраться в их трудностях, проблемах?

 - У меня 5 команд, в каждой из которых по 12-14 человек. Помимо этого, есть команды, которым я помогаю.

Честно говоря, я очень стараюсь уделить внимание каждому своему воспитаннику, но тут есть свои сложности. Начнём с того, что есть более открытые дети, которые сами тянутся ко мне, а есть дети, в семье которых, возможно, это не принято и они стесняются. Независимо от причин, я стараюсь найти подход к каждому своему футболисту, потому что по-другому не умею и не хочу. Я знаю про своих ребят очень многое: как они учатся, какая атмосфера в семье, с кем дружат, чего боятся, что любят и многое-многое другое. Самое главное, что все эти познания про ребят, появляются у меня, не потому что НАДО, а потому что ХОЧУ.

- Вы обладаете харизмой? В чем она заключается?

- Я очень стараюсь быть харизматичным тренером. У этого понятия очень много составляющих.

Мы живем во времена TikTok и YouTube, да и в целом интернета, дети там «зависают» и проводят кучу времени. И мы, тренеры, просто ОБЯЗАНЫ быть интереснее всего этого. Представляете, если тренер в раздевалке перед игрой, будет давать установку на 30 минут, да еще и монотонно рассказывать, что нужно делать, а чего не надо. Мало того, что дети уснут, так еще и ничего не запомнят. Почему им нравится TikTok? Там короткие, как правило, запоминающиеся видео, которые им интересно смотреть, и они даже не замечают, как за один вечер просмотрели, образно говоря, 1000 видео.

Харизма в этом и проявляется, в умении интересно и быстро донести информацию любого рода, начиная от установки на тренировке и заканчивая обычным неформальным общением. Сюда же можно отнести умение чувствовать, когда и как разрядить обстановку, например, пошутить или изменить интонацию и дать понять спортсменам, что речь идёт о серьёзных вещах. Помимо всего этого важно и нужно говорить уверенно, иначе дети тебя сразу «раскусят».

- Вы играющий тренер? Каким образом вы повышаете свой профессиональный уровень?

- До недавних пор я был играющим тренером. К сожалению, уже около года не играю в футбол, по состоянию здоровья. Но когда играл, у меня, как у тренера, была возможность многие вещи опробовать на себе и команде, за которую я играл.

Например, на очередной тренировке перед ребятами будет поставлена определенная задача по взаимодействию между игроками. Для того, чтобы избежать трудности и проблемы, я заранее пробовал отработать эту задачу со своими товарищами по команде и, приходя на тренировку уже понимал, что нужно делать и как реагировать и исправлять ошибки.

Сейчас приходится больше смотреть футбол по телевизору. Чемпионат мира помогает. Свой профессиональный уровень я всегда повышаю, систематически изучая новый материал, посещаю различные семинары, просматриваю футбольные матчи и постоянно ищу ответы на вопросы, которые сам себе задаю, в прошлом году окончил курсы профильной переподготовки в НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

- Как вы готовитесь к тренировкам? Как учитель к уроку?

- Не могу сказать, что как учитель к уроку, я в этой роли никогда не был. Но, как минимум одно отличие есть. Когда ученик пропускает занятие, он, при желании, может открыть учебник и попытаться самостоятельно или с помощью родителей изучить пропущенный материал. В наших занятиях это невозможно. Если футболист пропустил тренировку, то он самостоятельно дома не изучит материал, даже с помощью родителей, бабушки и дедушки. Даже в одинаковых игровых ситуациях на занятии, нет повторений, каждый раз будет появляться что-то новое.

Моя подготовка к тренировкам, это бесконечный процесс. Почему бесконечный? Потому что, я постоянно задаю себе вопрос, почему выбрана эта тема, а не другая, почему это задание подходит лучше, а не другое, почему сейчас так, а не по-другому?! И все это занимает много времени. Иногда могу составить план на несколько месяцев вперед, расписать каждую тренировку, а потом, когда подойдет время проводить занятие, все изменить, исправить. Ведь тренировка, это не набор упражнений, это один из способов улучшить свою игру. И самый главный! А так как я максималист и постоянно хочу все сделать лучше и лучше, мне приходится тяжело.

Исправляю тренировку до тех пор, пока не буду уверен в том, что это именно то, что нужно моим ребятам в данный момент. Мало того, что одну и ту же тренировку два разных тренера проведут по-разному, так еще и одна и та же тренировка, может не подойти двум командам одного возраста. Отталкиваться нужно всегда от уровня своих футболистов.

- Как вы поощряете и наказываете своих ребят и за что?

- Те, кто меня знает, не даст соврать, что я больше люблю поощрять своих футболистов. Начиная от обычной похвалы и заканчивая индивидуальными бонусами, если можно это так назвать. Это не говорит о том, что я их не наказываю, хватает всего. Но в процентном соотношении, конечно, похвалы гораздо больше. Наказать могу за несоблюдение тех правил, которые мы уже изучили. То есть, если футболист делает на поле или в жизни то, о чем мы еще не говорили, я его наказывать не буду. А похвалить могу, за все что угодно. Даже когда другим, кажется, что все плохо, я обязательно найду за что зацепиться.

- Есть ли у вас пример для подражания. Кто ваш кумир в футболе (игрок, тренер)?

- Кумиров, как таковых, у меня никогда не было. Я много видел, различных знаменитостей, но никогда даже не фотографировался с ними и не брал автографы. Это не моя история. В детстве, смотря футбол, мне нравилось, как играют Джон Терри в обороне, Зидан - в центре и Роналдиньо - в атаке.

- На какой позиции на футбольном поле вы сами играли?

- Практически всю свою детско-юношескую карьеру, я играл центрального защитника. В молодежном и взрослом возрастах, чаще всего играл в центре поля (опорным полузащитником), периодически помогал, играя крайнего защитника. Больше всего удовольствия я получаю от игры в центре поля, где много креатива и игры с мячом.

- Ваш тренер был близок к тому идеалу, портрет которого вы описали?

- Некоторые моменты, которые я описал в своем посте, безусловно, идут из футбольного детства, что-то я почерпнул уже позже. В целом, мое виденье идеального тренера формировалось не один день, основываясь на своем личном опыте и опыте коллег, товарищей.

- Насколько вы сами близки к этому идеалу?

- Насколько я близок к идеалу, судить не мне. Пусть судят те, кто доверяет мне своих детей, пускай судят более опытные и старшие коллеги. Я могу просто сказать, что за меня будут говорить мои действия и поступки.

Для всех, к сожалению, идеальным не будешь, а понять и оценить решения, которые в своей работе принимает тренер, могут далеко не все.

Интервью провела Ольга Береснева.

Хочется пожелать Михаилу Дмитриевичу Родину и всем ребятам, которых он тренирует, больших успехов, интересных футбольных матчей и достойных соперников.

P. S. Слово руководителя:

- Михаил Родин сразу попал в особое поле зрения лично для меня потому, что его зовут, как и моего сына Михаил Дмитриевич, а это значит, что я была готова что-то не заметить, не сделать лишний раз замечания, но к счастью мне этого делать не пришлось за шесть лет совместной работы. Михаила Родина отличает ответственное отношение к различного рода заданиям, например, дежурства в районной народной дружине или участие в тестированиях, работа с практикантами или ведение документации воспитанников. В канун Нового года желаю Михаилу Дмитриевичу только радостных новостей и возвращение в качестве игрока на футбольное поле.