Лёгкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые видыспортивную ходьбутехнические виды (прыжки и метания)многоборьяпробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Отделение легкой атлетики в ДЮСШ «Лидер»

В ДЮСШ «Лидер» Фрунзенского района второе по количеству занимающихся – отделение легкой атлетики. На отделении легкой атлетики работают профессионалы своего дела. Старший тренер – преподаватель отделения легкой атлетики Симагин Геннадий Константинович. Честь нашей спортивной школы в соревнованиях по толканию ядра и метанию диска на Всероссийских и городских соревнованиях отстаивает воспитанник Геннадия Константиновича - Павел Симагин. На прошедших соревнованиях Павел всегда возглавлял турнирную таблицу. Сегодня мы расскажем вам об интересной дисциплине - толкание ядра.

Легкая атлетика – олимпийский вид спорта, один из древнейших видов спорта, известных человечеству, самый массовый и доступный. В комплекс легкой атлетики входят бег, ходьба, прыжки и метания, которые в свою очередь распределяются по различным дисциплинам.

Толкание ядра — соревнования по метанию на дальность толкающим движением руки специального спортивного снаряда — ядра. Дисциплина относится к метаниям и входит в технические  виды легкоатлетической программы. Требует от спортсменов взрывной силы и координации. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

В официальных соревнованиях участники обычно выполняют шесть попыток. Если участников больше восьми, то после 3-х первых попыток отбираются восемь лучших, и в следующих трёх попытках они разыгрывают лучшего по максимальному результату в шести попытках.

Как только спортсмен займет положение в круге перед началом выполнения попытки, ядро должно касаться или быть зафиксировано у шеи или подбородка, и кисть руки не должна опускаться ниже этого положения во время толкания. Ядро не должно отводиться за линию плеч.

Толкать ядро разрешается одной рукой, запрещено использование каких-либо перчаток. Запрещается также бинтование ладони или пальцев. В случае, если у спортсмена забинтована рана, он должен показать руку судье, и тот примет решение о допуске атлета к соревнованиям.

Типичная ошибка — это выход из круга или просто касание верхнего края бортика круга при выполнении толчка до того, как спортсмен закончит выполнять попытку и выйдет назад. Иногда при выполнении неудачной попытки спортсмены нарочно выходят вперед из круга, чтобы их попытка не измерялась.

Метание диска — дисциплина в лёгкой атлетике, заключающаяся в метании специального спортивного снаряда — диска, на дальность. Относится к метаниям и входит в технические виды легкоатлетической программы. Требует от спортсменов силы и координации движений. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1928 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

Метание диска — очень древний вид спорта. В 5 веке до н. э. скульптор Мирон  изготовил скульптуру дискобола (Diskobolos), которая сейчас всемирно известна. Древнегреческие боги также играли с диском. По одному из мифов Апполон соревновался в метании диска со своим любимчиком, принцем СпартыГиакинфом. Чтобы произвести впечатление, Аполлон бросил диск изо всех сил. Гиакинф, со своей стороны хотел впечатлить Аполлона, и попытался диск поймать. Диск попал в Гиакинфа, и он погиб. По другой легенде, завистливый бог западных ветров Зефир подул в диск, чтобы погубить Гиакинфа.

Как показывают исследования историков и археологические раскопки, метание диска было популярно в Древней Греции, и эти состязания проходили на античных олимпийских играх. Снаряды изготавливались из камня и бронзы, массой от 1,25 до 5,70 кг, диаметром от 16,5 до 34 см. Насколько можно судить по историческим свидетельствам того времени, метали атлеты с возвышения, боковым движением, когда плоскость диска находилась перпендикулярно земле.

Метание диска, как вид, в современное время было решено возродить на первых олимпийских играх в Афинах (1896). Тогда ещё не было ясного представления о технике и решили провести соревнования в греческом стиле. В 1908 году на Олимпиаде в Лондоне соревнования провели в двух стилях: греческом и вольном (близком к современному). Вольный стиль выиграл по дальности, и в дальнейшем началось совершенствование стиля, при котором в начальном положении вращение диска происходит в горизонтальной плоскости.

Первоначально метали с возвышения, как древние греки, далее перешли в сектор для толкания ядра. Однако, размеры сектора были малы и с 1910 года IAAF увеличила размеры сектора для метания диска до 2,5 метров. В 1921 году американец Догерти предложил новый стиль — с полутора поворотами. Атлет начинал движение левым боком в направлении будущего броска и, вращаясь сначала на левой ноге, перешагивал на правую. В 1930 году американец Кренц превысил рубеж 50 м (51,03 м) и его вариант техники, поворот в высоком скачке стал наиболее популярен во всём мире. До 1940-х годов шло совершенствование этого стиля и, принципиально, с того времени техника дискоболов не меняется.

Греческое слово «атлетика» в переводе означает борьбу, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически развитых, сильных людей.

Современная легкая атлетика - это вид спорта, включающий такие упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, и многоборья, составленные из перечисленных упражнений. По многочисленным легкоатлетическим упражнениям проводятся спортивные соревнования, организуется подготовка спортсменов. Легкая атлетика является важным средством физического воспитания молодежи.

Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование - все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».

Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе - на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.

Прикладное и оборонное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в Российской Армии.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся предопределило их широкое включение в программу физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.

Техника прыжков в высоту

Прыжок - это способ преодоления горизонтальных или вертикальных препятствий. Прыжки выполняются с места или с разбега. В легкой атлетике широкое распространение получили прыжки в высоту с разбега, в длину с разбега, тройной и с шестом. Цель занятий прыжками - научить спортсмена прыгать возможно выше и дальше. Для этого учащиеся знакомятся с теоретическими основами техники прыжков вообще и на основе этих знаний овладевают техникой избранного прыжка.

В прыжках четко просматриваются четыре последовательные фазы - разбег, отталкивание, полет и приземление. Результативность всех прыжков задается скоростью разбега и силой отталкивания.

Разбег в прыжках производится с ускорением, чтобы на последних шагах достичь наибольшей скорости. Нога на место отталкивания ставится быстро и энергично.

Отталкивание производится сильнейшей (толчковой) ногой. Это важнейшая фаза в прыжках. В момент соприкосновения с грунтом толчковая нога, испытывая большую нагрузку, амортизируя, сгибается и напоминает сжатую пружину. Отталкивание заключается в том, что прыгун ее мгновенно выпрямляет, энергично отталкиваясь от опоры. При этом нога должна быть выпрямлена полностью. Эффект отталкивания усиливается быстрым подниманием рук и маховой ноги. Роль маховой ноги в прыжках очень велика вследствие большой силы ее мышц и массы, а также большого пути ее движения. Угол отталкивания при прыжках различен: он больше при прыжках в высоту и меньше при прыжках в длину.

В фазе полета тело прыгуна движется по траектории, заданной скоростью разбега и силой отталкивания, испытывая действие силы тяжести и сопротивление воздуха.

Прыжки в высоту с разбега

В практике сложилось несколько способов прыжков, в высоту с разбега: «перешагивание», «перекат», «волна», «перекидной», «фосбери-флоп». Наиболее эффективными в спорте считаются «перекидной» и «фосбери-флоп».

Прыжок способом «перешагивание» знаком учащимся из школы. Разбег начинается сбоку под углом 30-45°. Отталкивание выполняется дальней от планки ногой. Сначала через планку переносится маховая нога, а затем, когда маховая опустится за планку, переносится толчковая. При этом туловище наклоняется вперед к планке. Толчковая нога через планку переносится дугообразным движением с повернутой кнаружи стопой. Это помогает повернуть туловище в сторону планки и отвести таз за нее. Прыгун приземляется на маховую ногу, к планке лицом или боком.

Прыжок способом «перекидной» считается одним из эффективных. Им пользуются многие сильнейшие прыгуны. Разбег при этом способе выполняется со стороны толчковой ноги под углом 25- 30° и состоит из 7-9 беговых шагов. Разбег активный: беговые шаги непрерывно удлиняются, скорость бега нарастает; прыгун как бы «забегает ногами вперед», значительно опережая плечи. Наиболее важны три последних шага перед отталкиванием: самый длинный - предпоследний, он на 10-20 см длиннее предыдущего, последний шаг на 30-40 см короче предпоследнего. Толчковая нога выносится на место отталкивания сначала коленом вперед, затем быстрым движением голени резко разгибается и почти прямая ставится с пятки на грунт. Руки одновременным движением через стороны отводятся назад.

Отталкивание состоит из быстрого и полного разгибания толчковой ноги, выпрямления туловища и активного поднимания плечевого пояса, рук и маховой ноги по дуге вперед-вверх. Под тяжестью тела толчковая нога незначительно сгибается. Маховая нога, согнутая в коленном суставе, пройдя мимо толчковой, выпрямляется и увлекает за собой таз. Толчковая нога перекатом с пятки на носок мгновенно выпрямляется, выталкивая тело вверх. Быстрый взмах руками вместе с маховой ногой значительно увеличивает эффективность отталкивания. От согласованного взмаха руками и маховой ногой во многом зависит как высота взлета прыгуна, так и координированный переход через планку.

В момент перехода через планку туловище прыгуна находится в горизонтальном положении грудью вниз к планке. Маховая нога поворачивается носком внутрь и опускается за планку. Согнутая толчковая нога отводится в сторону, огибая планку. Успешный перенос толчковой ноги во многом зависит от вращения, которое получает тело прыгуна от «нырка» головой за планку.

Приземление происходит на плечо и спину. При прыжках этим способом нельзя прыгать на песок, необходимо иметь высокую мягкую «подушку» на месте приземления. В еще большей степени это предупреждение относится к прыжку способом «фосбери-флоп», приземление в котором происходит на спину, шею и голову.

Последовательность изучения и совершенствования техники прыжков в высоту с разбега зависит от способа прыжка, подготовленности спортсмена, наличия условий и др.

Для самостоятельного совершенствования техники прыжка способом «перешагивание» можно рекомендовать следующие упражнения.

Определение толчковой ноги.

Совершенствование техники разбега и отталкивания.

Прыжки через планку с места, с одного и трех беговых шагов.

Разметка разбега из 7-9 беговых шагов (сделать контрольные отметки за 3-5 шагов и на месте отталкивания).

Совершенствование техники перехода через планку с трех шагов и с полного разбега. Прыжки на результат.

Изучение и совершенствование техники прыжка способом «перекидной» рекомендуется (при наличии безопасных условий) проводить в такой последовательности.

Для совершенствования техники прыжков, воспитания необходимых прыгуну физических качеств можно также рекомендовать ряд специальных упражнений прыгуна в высоту. Их вы можете включать в план самотренировки.

Тактическая подготовка прыгуна к соревнованиям является составной частью его тренировки. Очень важно воспитать в себе способность быстро и правильно оценивать складывающуюся обстановку, проявлять самостоятельность. Для этого необходимо знать соперников и верно оценивать свои возможности.

При определении места в соревнованиях по прыжкам в высоту учитывается начальная высота и количество затраченных попыток. Поэтому необходимо стремиться преодолевать высоту с первой попытки и показать лучший результат с наименьшим количеством попыток. В соревнованиях спортсмен должен начинать прыгать с такой высоты, чтобы наивысшая его работоспособность пришлась на прыжки предельной высоты. Опытные прыгуны проявляют свои максимальные возможности на седьмом-восьмом прыжках. Следовательно, целесообразно начинать соревнования с прыжка на 20- 25 см ниже своего предела. При неудачной попытке нужно спокойно проанализировать неудавшийся прыжок, найти ошибку и постараться исправить ее в следующем прыжке.

В детской юношеской школе «Лидер» Фрунзенского района прыгать детей в высоту учит молодой тренер-преподаватель Курчанова Анастасия, совесм недавно Анастасия сама преодолевала планку в прыжках в высоту, а сейчас Анастасия Николаевна передает свой опыт воспитанникам. На проходящей недавно матчевой встрече воспитанники А.Н.Курчанововй стали победителями и призерами этого соревнования.